Журнал Виктора Волкова (tivir) wrote,
Журнал Виктора Волкова
tivir

Угольный терминал в Усть-Луге

Угольный терминал в порте Усть-Луга

В июле этого года я побывал на угольном терминале порта Усть-Луга, о чем и будет этот фотопост. Но в начале хотелось бы сказать "несколько слов" о самом порту. Уж слишком это глобальный и важный проект для Ленинградской области, да и всей России, а знают о нем немногие.

По своему значению строительство порта в Усть-Луге не уступает таким федеральным проектам как подготовка Сочи к Олимпиаде, или строительство Крымского моста.


Дело в том, что после распада СССР, все порты на Балтийском море, используемые Россией для отправки грузов, оказались на территории новых соседних государств - бывших прибалтийских республик.

Поэтому снова было решено вернуться к идее строительства порта в устье реки Луга. Снова, потому что эту идею уже пытались реализовать в 30-е годы XX века. Тогда здесь хотели построить военно-морскую базу, а стройка называлась Комсомольск-на-Балтике. Но строительству помешала начавшаяся Великая Отечественная Война, и все, что успели сделать, пришлось взорвать при отступлении.

Современная история Усть-Лужского порта начинается с 1992 года, когда появился его первый проект. Но настоящее развитие запустилось с 2008 года, чему поспособствовал мировой экономический кризис. С этого времени увеличилось финансирование и планы стали более амбициозными.

Но зачем было строить новый порт "в чистом поле", когда у нас были и другие порты: Большой Порт "Санкт-Петербург", Приморск, Высоцк, Выборг?

Причина в их существенных недостатках: долгий период ледовой навигации, небольшая глубина акватории, ограничения из-за расположения в городской черте.

А среди преимуществ порта Усть-Луга:
1) большие глубины акватории порта - 17,5 метров;
2) ширина каналов - 180 м;
3) короткий подходной канал - 3,7 км;
4) наличие второго подходного канала, что обеспечивает круговое движение судов;
5) порт почти незамерзающий - период ледовой проводки всего 35-40 дней (в СПб - 80-85 дней);
6) нет ограничений в развитии, много свободной территории для развития;
7) сокращение транзитного времени на 1-2 суток на маршруте между основными портами Европы и Усть-Лугой;
8) нет ожидания при входе в канал для контейнеровозов из-за приоритета для пассажирских судов и танкеров.

Грузооборот Усть-Луги постоянно растет, уже давно позади порты в Прибалтике. Сегодня это второй порт России по грузообороту, в 2017 году ожидается преодоление ключевого показателя в 100 млн.тонн. Усть-Лугу уже называют Новым окном в Европу.

Порт Усть-Луга включает в себя несколько терминалов, ориентированных на отгрузку различных грузов: нефть, лес, рыба и другие. Но самым первым начал работу угольный терминал, основанный в 1996 году. Оператор - АО "Ростерминалуголь".

Какая самая большая проблема угольных терминалов? Конечно же, это угольная пыль. Она может летать в воздухе, попадать в воду, влиять на экологию района. Как с этим справляются в "Ростерминалугле", можете увидеть на фотографиях ниже.

1. В холле административного здания, где началась наша блогерско-журналистская экскурсия, висит монитор с ключевыми показателями. Имейте в виду, что это данные от 7 июля.
Годовой план - 19 млн.тонн, это пятая часть от общего объема всего порта.
IMG_1486.jpg

2. А это Игорь Борисович Дейчев, руководитель службы коммерческой и складской работы.
Один из старейших работников терминала.
Рассказывает нашей группе о терминале и отвечает на вопросы.
IMG_1516.jpg

3. В начале поднимаемся на крышу, откуда видно почти весь терминал.
IMG_1528.JPG

4.
IMG_1537.jpg

5. Уголь прибывает в порт по железной дороге.
Пару лет назад РЖД, чтобы справляться с возросшим объемом перевозок, построили в 8 км отсюда огромную сортировочную станцию.
О станции хороший пост есть у Сергея Сигачева - тут.
IMG_1534.jpg

6. А это вагоноопрокидыватель. Здесь вся наша группа зависла надолго.
В эту конструкцию заезжает по два вагона, после чего вагоны переворачиваются колесами вверх, и весь уголь ссыпается вниз.
IMG_1558.jpg

7. Это происходит с такой легкостью, что совсем не верится, что это тяжелые металлические вагоны, груженные до краев углем.
IMG_1571.jpg

8. С другого ракурса.
IMG_1584.jpg

9. Считанные секунды. Оп! И вагон уже пустой.
Здесь конечно летает угольная пыль, но значительно меньше, чем если бы разгрузка производилась по-старинке.
А для удаления из воздуха даже незначительной угольной пыли на терминале работает 23 аспирационные установки.
IMG_1595.jpg

10. Мой любимый жанр - производственный портрет.
IMG_1580.jpg

11. После выгрузки угля, вагоны попадают в следующий ангар, где трансбордер, двигаясь в бок, перемещает их на соседний путь.
Такие трансбордеры в России больше никто не использует.
IMG_1635.jpg

12. Эти синие здания - пересыпные станции. Уголь между ними перемещается по крытым конвейерам.
Как видите, никаких облаков черной пыли.
IMG_1533.jpg

13. Высота этих гор более 10 метров.
IMG_1648.jpg

14.
IMG_1651.jpg

15. Чтобы ветер не поднимал пыль с открыто хранящегося угля, происходит его постоянное опрыскивание водой.
IMG_1683.jpg

16. Загрязненная вода собирается, и отправляется на очистную станцию, где проходит фильтрацию.
IMG_1554.jpg

17. Вода, ДО и ПОСЛЕ.
IMG_1550.jpg

18. В три синие бочки собираются все отфильтрованные примеси.
IMG_1555.jpg

19. Стакер-реклаймер набирает уголь для погрузки на суда.
IMG_1656.jpg

20. А это уже погрузка угля на судно.
На фото не видно, но для погрузки в трюм опускается специальный рукав, внутри которого перемещается уголь.
Благодаря этому угольная пыль не рассеивается, и не попадает в залив.
IMG_1660.jpg

21. Пункт мониторинга и управления.
В основном, приходится только следить за работой терминала, все процессы проходят в автоматическом режиме.
IMG_1713.jpg

22.
IMG_1709.jpg

23. Большая красная кнопка. В экстренном случае, отключает электричество на всем терминале.
IMG_1712.jpg

24. География отгрузок. Помимо Европы, Марокко, Турции и Израиля есть даже Бразилия.
А в Усть-Лугу уголь поступает в основном из Кузбасса.
IMG_1717.jpg

25. В местном музее нам рассказали о социальном политике компании.
В поселке Усть-Луга было построено несколько домов, квартиры в которых получили сотрудники.
Регулярно проводится обучение персонала, а для самых лучших организуются туристические поездки в другие города России.
IMG_1718.jpg



На этом наша экскурсия по терминалу закончилась, и мы поехали в Кургальский заказник.
Заказник находится на одноименном полуострове, разделяющем Нарвскую и Лужскую губу. Он интересен тем, что на нем очень разнообразен животный мир. Около 100 видов животных, обитающих в Кургальском заказнике, внесены в Красную книгу.

А на островах в Финском заливе, расположенных рядом с полуостровом, живет балтийская кольчатая нерпа. На данный момент, численность нерпы сильно сократилась, и ей грозит исчезновение. Именно поэтому, нужны объединенные усилия экологов, государства и бизнеса по защите популяции этих редких зверей.

Балтийская кольчатая нерпа является талисманом АО "Ростерминалуголь" с 2016 года. Поэтому в Год экологии в России компания запускает экологический марафон, частью которого являются мероприятия по сохранению этого тюленя. В рамках марафона запланированы: мониторинг популяции нерпы в Финском заливе, участие в экологических форумах, субботник на территории Кургальского заказника – одного из мест обитания балтийской кольчатой нерпы, экологические уроки в школах Кингисеппского района и открытие тематической экспозиции в музее АО «Ростерминалуголь».

За два последних года инвестиции в повышение экологической безопасности предприятия составили более 200 миллионов рублей. В 2016 году с целью предотвращения негативного воздействия на водные объекты и содействия экологическому возрождению района Балтийского моря, предусмотренного международным соглашением ХЕЛКОМ, была проведена реконструкция комплекса очистных сооружений. Теперь в системе применяется технология нанофлотации, которая обеспечила очистку стоковых и ливневых вод до предельно допустимых концентраций водоемов рыбохозяйственного назначения.

26. К сожалению, увидеть нерпу нам не удалось (сделать это довольно трудно - тюлени опасаются людей), но насладиться красотой здешних мест мы смогли.
IMG_1721.jpg

27.
IMG_1753.jpg

28. Чайки очень удачно занимались рыбной ловлей: при мне пару раз выхватывали мелкую рыбу из воды.
IMG_1734.jpg


Подводя итог всему увиденному мной в тот уже далекий июльский день, можно порадоваться нескольким фактам.

1. В Усть-Луге за последнее десятилетие появился современный грузовой порт - самый крупный на Балтике. Почему это событие не освещается также как строительство Крымского моста, для меня не понятно.

2. Теперь деньги, которые уходили в Прибалтику, остаются в нашей стране, а конкретно - в Ленинградской области.

3. Угольный терминал оказался отличным примером того, как правильный подход и современные технологии позволяют устранить потенциальную угрозу нанесения вреда окружающей природе.

4. Перенос грузопотока из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу позволит снизить нагрузку на зажатый в пространстве порт Санкт-Петербурга.

5. Очень приятно знать, что в России развиваются не только крупнейшие города. Поселок Усть-Луга через несколько лет должен стать новым городом, планируется увеличение население в 10 раз.





Tags: Ленинградская область, порты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Курорты Черногории: Улцинь

    Когда говорят об отдыхе в Черногории, вспоминают Будву или ее окрестности, так называемую Будванскую Ривьеру. Но хоть Черногория и небольшая…

  • Мост Императора Петра Великого

    Проект "Блогеры разводят мосты", организованный spbblog и СПб ГБУ Мостотрест в этом году продолжается! В прошлом году мне…

  • Старый мост в Мостаре

    Балканы очень богаты на красивые и необычные мосты. Про самый главный мост Черногории я уже писал. Пришло время самого известного моста Боснии и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments