Журнал Виктора Волкова (tivir) wrote,
Журнал Виктора Волкова
tivir

Category:

Как производят трубы для газо- и нефтепроводов? (Ижорский трубный завод)

IMG_1295.jpg

Все знают, что Россия добывает и продает в больших количествах нефть и газ. Но для транспортировки природных энергоресурсов по стране, а также в соседние государства требуются трубопроводы. Для строительства трубопроводов нужны трубы. А вот как делают такие трубы, я сегодня покажу и расскажу.

В конце октября, благодаря проекту "Закулисье профессий", организованному spbblog и компанией HeadhHunter, мне, в составе группы блогеров, удалось побывать на экскурсии по Ижорскому трубному заводу.

Что интересно, история этого предприятия началась совсем недавно, в 2004 году. Именно тогда на территории известнейших Ижорских заводов, в Колпино, началось строительство ИТЗ. Через два года, в 2006 году, состоялся запуск завода, а на торжественную церемонию даже приехал В.В.Путин.

Строительство таких крупных новых заводов - хороший пример, что наша промышленность все-таки существует и развивается. Но обидно, что все оборудование в цехах немецкое, американское, голландское, но не российское. К сожалению, одна из главных отраслей промышленности - станкостроение, у нас в самом плачевном состоянии. Но, не будем отвлекаться от темы...



1. В административном здании всех посетителей встречает местная достопримечательность - кусок первой выпущенной трубы с автографом президента.
IMG_1197.jpg

2. Как и на других подобных предприятиях, перед экскурсией - вводная часть и инструктаж по технике безопасности. Юлия, менеджер по коммуникациям, рассказывает об Ижорском трубном заводе и ПАО "Северсталь", в состав которого входит и данный завод. В Колпино находится листопрокатный цех и, собственно, трубосварочное производство. А металл поступает с Череповецкого металлургического завода, который также принадлежит Северстали.
IMG_1202.jpg

3. Перед тем, как попасть на производство, необходимо расписаться в том, что ты прослушал инструктаж по ТБ, и, если что, сам виноват.
IMG_1207.jpg

4. Для посетителей есть своя спецодежда, защитные очки и каски. Безопасность здесь не пустой звук.
IMG_1211.jpg

5. Один из экскурсоводов - Сирман Юрий Леонидович - очень серьезный человек. Объяснял все процессы по несколько раз, пока понимание не достигнет самого далекостоящего блогера.
IMG_1216.jpg

6. Итак, весь процесс начинается в листопрокатном цехе.
IMG_1383.jpg

7. Металлические слябы. Вот в таком виде приезжает металл с Череповецкого завода. Эти плитки могут весить от пятнадцати до пятидесяти тонн.
IMG_1384.jpg

8. Листопрокатный цех. Справа - печи, слева - прокатный стан, сверху - кран-балка. Что еще нужно для счастья простым "прокатчикам горячего металла"?
IMG_1385.jpg

9. Вот этими клещами, подвешенными к кран-балке, будут перемещаться раскаленные слябы.
IMG_1390.jpg

10. На весь цех звучит оглушительный гудок, вверх неспешно поднимается толстая заслонка, а из печи начинает выезжать поддон с раскаленными заготовками. За несколько секунд жар доходит до нашей группы, находящейся метрах в тридцати от печи.
IMG_1393.jpg

11. Гигантские клещи, тихо покачиваясь, на какой-то момент замирают над слябами, как будто раздумывая, какой ухватить, потом захватывают ближайший и несут по воздуху на стан. А я поднимаю глаза выше, где в кабине сидит крановщица и отточенными движениями перемещает тонны раскаленного металла.
IMG_1403.jpg

12. Прокатный стан напоминает состарившегося огнедышащего трансформера. В отличие от оборудования в трубосварном цехе, листопрокатный стан - не новый, но прошедший глубокую модернизацию.
IMG_1446.jpg

13. Эта занавеска из стальных цепей нужна, чтобы очистить сляб от окалины.
IMG_1451.jpg

14. Сляб проносится по валкам взад-вперед с бешеной скоростью, постепенно принимая форму будущего стального листа - штрипса.
IMG_1417.jpg

15. Белый циферблат - это индикатор перемещения сляба. Стрелки на индикаторе вращаются то в одну сторону, то в другую, в зависимости от того, с какой стороны находится будущий штрипс.
IMG_1426.jpg




После того, как стальной лист приобретает необходимую толщину и форму, его снимают со стана и перемещают на склад. В дальнейшем стопку таких листов отвозят в трубосварочный цех, который находится на некотором удалении от листопрокатного.

16. Трубосварочный цех находится напротив административного корпуса и соединен с ним... подземным ходом!
Подземный ход остался здесь с советских времен, от предыдущего производства, располагающегося на этом месте.
IMG_1215.jpg

17. Эта установка перемещает стальные листы на производственную линию. Перемещение происходит за счет магнитных захватов.
IMG_1373.jpg

18.
IMG_1379.jpg

19. Первое, что делают с листом металла - это приваривание небольших пластин по краям. Когда лист будет "свернут в трубочку", эти пластины окажутся рядом, и именно с них будет начинаться сварной шов. Делается это по причине нестабильности электродуги в начале процесса, и возможного дефекта сварного шва.
IMG_1232.jpg

20. Обратите внимание на индивидуальные вытяжки у каждого сварного поста.
IMG_1230.jpg

21. На фото - примерно половина цеха в длину.
IMG_1245.jpg

22. Фреза для обработки кромки листа. Так как металл толстый, кромка должна приобрести трапецевидную форму - только в таком виде сварной шов будет глубокий.
IMG_1255.jpg

23. После обработки на фрезерной установке, кромка листа приобретает трапецевидную форму. Такая форма необходима для качественного сварного шва.
IMG_1262.jpg

24. Кромкогибочный пресс. Здесь происходит подгибка краев листа. На большом листогибе, который осуществляет основной процесс сгибания листа в трубу, края не загнуть, поэтому это делается заранее.
IMG_1269.jpg

25.
IMG_1274.jpg

26. Трубоформовочный пресс (тот самый листогиб). Всего за шесть "нажимов" пуансон листогиба превращает лист в трубу.
IMG_1280.jpg

27. Сформованный в трубу лист попадает на этот станок. Здесь заготовка сжимается, чтобы сошлись вместе края, и производится временный (технологический) сварной шов.
IMG_1287.jpg

28. На этом участке производятся внутренние сварные швы.
IMG_1305.jpg

29. А тут видно как происходит сварка наружного шва. Так как "варить" необходимо довольно толстый металл, используется сварка "под флюсом". Флюс - это защитный порошок, который более эффективен при высоком токе (в отличие от защитного газа)
Сварка производится одновременно пятью электродами: только так допускается технологией.
IMG_1337.jpg

30. Излишки флюса собираются "пылесосом" и используются потом повторно.
IMG_1327.jpg



31. Хотя большинство операций на ИТЗ автоматизированы, кое что все-таки рационально делать вручную.
На фото: рабочий стряхивает с трубы застывший шлак - часть застывшего флюса.
IMG_1343.jpg

32. А вот те самые пластины, с который начинается сварка трубы.
IMG_1357.jpg

33.
IMG_1359.jpg

34. Последняя операция - срезка технологических пластин (с фото 32).
IMG_1372.jpg

35. Склад готовой продукции.
Самый популярный размер: диаметром 1420 мм, толщина стенки 32 мм, масса - 12 тонн.
IMG_1222.jpg

Ну и в завершении поблагодарю администрацию завода, компанию HeadHunter и Сообщество питерский блогеров за интереснейшую экскурсию.

А vikni, kareliya_piter, mozila, photozov и balu97 большой привет! Советую почитать отчеты и у них.



Tags: заводы, производства
Subscribe

Posts from This Journal “заводы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments